РЕГИОНАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ВРЕМЯ ЧИТАТЬ»
Решение проблемы повышения интереса к чтению и формирования читательской грамотности в современной России является одной из важнейших задач сохранения и развития национальной культуры.
Сегодня большинство россиян (некоторые исследователи называют 50%) не читают книг, газет и журналов. На душу населения в России приходится менее 3 прочитанных книг в год.в то время как в развитых странах - 10-12.
Международная программа по оценке образовательных достижений обучающихся Р18А выявила, что по чтению Россия оказалась на 42 месте (74 страны приняли участие в исследовании 2014 года).
Предложенный проект «Время читать» направлен на стимулирование чтения и развитие активной читательской общности обучающихся и педагогических работников Оренбургской области.
Задачи проекта:
- Повысить читательский интерес у целевой аудитории.
- Пропагандировать современные произведения, чтение которых формирует нравственные качества личности, воспитывает уважение к стране и родному языку.
Целевая аудитория: обучающиеся и педагогические коллективы образовательных организаций.
Механизм реализации проекта
1 этап - организационно-подготовительный: август - сентябрь. Разработка образовательными организациями методологических и технологических основ проекта, изучение и анализ эффективных технологий развития читательского интереса, информирование участников образовательного процесса о проекте «Время читать».
2 этап - практический: октябрь - май. Реализация системы мероприятий проекта.
3 этап (итоговый ) - аналитический: июнь - август. Мониторинг и обобщение опыта, оценка результатов реализации проекта, распространение лучших практик.
В МОАУ "СОШ №1 имени В.И.Басманова" издан приказ "О реализации регионального методического проекта "Время читать", составлен и утвержден План мероприятий по реализации регионального проекта "Время читать" на 2021 - 2022 учебный год.
Куратор проекта - учитель русского языка и литературы Самсонова Лилия Юрьевна.
В рамках имеющихся в школе условий будет создано единое образовательное пространство, способствующее развитию и поддержанию интереса к чтению, в котором культура чтения является базой, инструментом и стимулом общего развития ребенка.Эмоциональная привлекательность такой среды определяется рядом общезначимых факторов, среди которых особое значение придается организации внеаудиторной занятости обучающихся, широким спектром предложений для досуговой деятельности и доступностью различных источников информации внутри образовательного учреждения.
Анкета «Изучение читательского интереса» |
Смотреть | |
Календарь памятных литературных дат на 2018-2019 учебный год Календарь памятных литературных дат на 2019 - 2020 учебный год Календарь памятных литературных дат на 2020 - 2021 учебный год Календарь памятных литературных дат на 2021 - 2022 учебный год |
||
Книги-юбиляры 2018 года Книги-юбиляры 2019 - 2020 учебного года Книги-юбиляры 2020 - 2021 учебного года Книги-юбиляры 2021 - 2022 учебного года |
||
Список книг для учителей литературы |
Смотреть | |
Список книг для учителей |
Смотреть | |
Список книг для учащихся 10-11 классов |
Смотреть |
Таким образом, реализация проекта по созданию образовательного пространства, способствующего развитию и поддержанию интереса к чтению будет способствовать приобщению обучающихся к чтению как составной части решения проблемы качества общего образования. Системное чтение повысит читательскую активность за счет предоставления широкого и разнообразного поля возможностей знакомства с книгой и другими источниками информации, расширит образовательную среду за счет создания условий интенсификации процессов чтения, востребованности читательского опыта школьников. Мощный потенциал книги и чтения даст возможность воспитывать гражданские чувства, развивать социальную активность, поможет активизировать образовательные возможности семьи за счет развития культуры семейного чтения.
В рамках проекта" Время читать" в школе был объявлен конкурс читательских дневников. Обучающиеся нашей школы приняли активное участие и заняли почетные места! Президент нашей школы Данил Сковоронский вручил ребятам грамоты и памятные подарки.
25 октября в нашей школе прошёл квест, посвященный проекту " Я читаю ". Наши лидеры из ДШО "Галактика" на личном примере показали важность чтения и литературы в целом. Кроме того, веселые конкурсы и шарады помогли закрепить полученные от наших ораторов знания.
1 ноября 2018 г. в рамках проекта "Время читать!" под руководством учителя русского языка и литературы Ефимовой Е.В. в нашей школе прошла читательская конференция "Я расскажу вам о книге...", в которой приняли участие читающие активисты, представители 8Б, 9Б, 9В и 10 Б классов. Ребята поделились друг с другом впечатлениями от прочитанных книг, рассказали об их героях, порекомендовали книги к чтению. На конференции был представлен широкий круг произведений отечественной и зарубежной литературы, современной и уже классической. Сами ребята отметили как самые информативные и интересные выступления Комаровой Варвары (10Б), представившей книгу Мариам Петросян "Дом, в котором...", Гаршиной Алины (9В) с книгой Джона Бойна "Мальчик в полосатой пижаме", Петровой Екатерины (10Б) - "Потртрет Дориана Грея" Оскара Уайльда.
Удивительно точно и проникновенно прозвучали рассказы о повести Э.Хемингуэя "Старик и море", романах В.Дудинцева "Белые одежды", Г.Гессе "Демиан", Д.Рубиной "На солнечной стороне улицы", С. Кинга "Мареновая роза", Э.Бёрджеса "Заводной апельсин", Д.Мойеса "До встречи с тобой", М.Фрай "О любви и смерти", М.Митчелл "Унесенные ветром", рассказе М.Шолохова "Судьба человека" и комедии А.Грибоедова "Горе от ума".
Исмаилов Руслан, ученик 9Б, представил роман Владимира Сорокина "Манарага", написанный в форме футуристического дневника, автор которого - повар, готовящий на книгах. Это современное неутешительное пророчество о 21 веке: книги превратятся в топливо в прямом смысле этого слова, их перестанут читать, зато на них станут готовить пищу....
Отрадно, что собравшиеся на конференции ребята всем своим живым интересом к чтению утверждают: книге ЖИТЬ! Книге БЫТЬ!